Март 13 2018 0Comment
светофор-статья

Сколько лет светофору?

Впервые светофор установили на лондонских улицах близ дома Британского парламента. Случилось это 10 декабря 1868 года. Изобрёл устройство конструктор семафоров для железных дорог Джон Пик Найт. Первым созданным светофором управлял человек. Состояло устройство из двух стрелок. Их горизонтальное положение свидетельствовало о сигнале «стоп» для водителей, а опущенное на угол 45° говорило о том, что двигаться можно, но осторожно. Поскольку ночью стрелки нельзя было разглядеть, прибегали к использованию газового фонаря. Им подавали сигналы красного и зелёного цветов.

первый-светофор-фотоБлагодаря светофору лондонским пешеходам стало значительно легче переходить дорогу. Его же сигналы использовались только для предупреждения водителей: пока идут пешеходы, стрелки находятся в горизонтальном положении, и всем машинам следует стоять. 2 января 1869 года произошло первое плохое происшествие, связанное со светофором: газовый фонарь, используемый ночью, взорвался, серьёзно ранив полицейского, который управлял устройством.

Автоматический светофор впервые создали в 1910 году. Тогда же на обновленное устройство был взят патент. Руку к его созданию приложил чикагский изобретатель Эрнст Сиррин. В его версии светофора вместо стрелок роль регулировки движения на себя взяли надписи «Stop» и «Proceed», которые никак не подсвечивались.

Так, сколько же лет светофору? 10 декабря 2018 года этому важному изобретению исполнится 150 лет.

Электрический аналог

Изобретению же первого электрического светофора люди обязаны американцу Лестеру Вайру из города Солт-Лейк-Сити, что находится в штате Юта. В 1912 году он завершил свою разработку. Её особенность была в двух электрических сигналах круглой формы с красным и зелёным цветами соответственно. Патентовать созданное устройство Лестер не стал.

В американском городе Кливленд фирма по производству светофоров в августе 1914 года на пересечении улиц авеню Эвклида и 105 поставила 4 устройства, работавшие на электроэнергии. Созданы они были Джеймсом Хогом. У них всё также имелись два сигнала с теми же цветами, что и раньше. Отличительной же особенностью оказался звук, который устройство издавало при переключении цвета. В системе не было автоматизма, а всё управление на себя брал полицейский, находившийся на том же перекрёстке в застеклённой будке. Светофоры следовали тем ПДД, что действовали на тот момент в Америке: направо можно повернуть, когда угодно, если нет помех, а налево повернуть разрешалось только после зелёного сигнала и с объездом вокруг центральной части перекрёстка.

Цветовое решение

Жёлтый цвет в новую модель светофора добавили изобретатели Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис. Получившиеся трёхцветные устройства в 1920 году установили сразу в двух американских городах: Детройте и Нью-Йорке.

трехцветный-светофорДо европейских стран светофоры с тремя цветами дошли лишь в 1922 году. Там их впервые установили в Париже на одном из центральных перекрёстков, а также в Гамбурге посреди площади Штефансплатц. Что же до Великобритании, то там данные устройства стали помогать в регулировке движения на дорогах с 1927 года. Именно тогда их поставили в населённом пункте Вулвергемптон.

В СССР светофор начали использовать 15 января 1930 года. Поставили его в Ленинграде, в том месте, где пересекаются проспекты Володарского и 25 Октября. Сегодня они известны как Невский и Литейный. В столице страны устройство впервые появилось в конце декабря 1930 года на том месте, где пересекались улицы Кузнецкий Мост и Петровка. Вплоть до 1959 года на советских светофорах расположение цветов отличалось по сравнению с нынешними устройствами. Изменились они только после присоединения СССР к Международной конвенции о движении на дороге.

История светофора не обходится без американца Гаррета Моргана. Именно он взял патент в 1923 году на оригинальный светофор. Правда, в истории его помнят больше из-за того, что кроме технических данных в назначении он написал, что устройство предназначено для установления очереди по проезду на пересечении улиц независимо от человека, сидящего за рулём транспортного средства.

В 1990-х годах созданы так называемые зелёные светодиоды. Они отличались большой яркостью и чистым цветом. Именно поэтому начались попытки создания светофоров светодиодного типа. Первым населённым пунктом, где такие устройства установили в большом количестве, оказался Саров (Россия, Нижегородская область).

master

Write a Reply or Comment

15 + 1 =