Февраль 25 2019 0Comment
статья о щебне в дорогах

Щебень в строительстве дорог

Строительство и ремонт дорог осуществляются во всех регионах Российской Федерации с использованием материалов, среди которых важную роль занимает щебень различных фракций. 

Его получают в процессе обработки горного сырья, руд, отходов металлургического производства. При обработке (дроблении) исходного сырья образуются зерна разного размера, которые с помощью просеивания разделяются на фракции двух групп:

  • стандартную;
  • нестандартную.

В стандартную группу входят семь основных фракций: 1 (0.3 – 0.8 см), 2 (0.5 – 1 см); 3 (1 – 2 см), 4 (2 – 4 см), 5 (2.5 – 6 см), 6 (2 – 7 см), 7 (4 – 7 см).

Группа нестандартного материала подразделяется на пять фракций: 1 (0.5 – 1 см), 2 (1 – 1.5 см), 3 (1.5 – 2 см), 4 (7 – 12 см), 5 (10 – 30 см).

Гравийный щебень

Щебень – это сыпучий материал, состоящий из зерен размером более пяти мм, вырабатываемый путем дробления различного исходного сырья.

Имеет классификацию с использованием основных параметров:

  • по плотности фракций;
  • по размеру зерен;
  • по содержанию лещадных зерен;
  • морозостойкости;
  • по прочности;
  • экологической безопасности (наличия радиоактивного фона).

Влияние фактора воздействия низких температур. Морозостойкость материала определяется предельным количеством циклов воздействия высоких и низких температур, при которых сохраняются первоначальные характеристики с делением на марки: F 15, F 25, F 50, F 100, F 200, F 300, F 400. В РФ при проведении строительных работ в основном используется щебень с морозостойкостью F 300 и более.

Экологическая безопасность. Качество щебня определяется, прежде всего, низким уровнем радиоактивности (естественного фона), который не должен превышать показателя 370 Бк/кг, что соответствует первому классу, и должен подтверждаться сертификатом соответствия.

Для осуществления строительства дорог в пределах населенного пункта разрешается использовать материал 2-го класса с показателем не более 740 Бк/кг.

Щебень гравийный вырабатывается из гравия в процессе дробления сырья на фракции 0.3 – 1 см, 0.5 – 2 см, 0.5 – 4 см, 2 – 4 см. Гравий – это камни, не имеющие сколов округлой формы, добываемые по берегам рек или на морском побережье. В зависимости от места добывания, выделяют морской, речной, озерный, горный и ледниковый. Технология добычи проще, чем для других видов, поэтому и цена на него ниже. Такой материал наиболее предпочтителен для обустройства дорожного покрытия, так как он имеет низкий радиационный фон и отличные характеристики, обеспечивающее длительное функционирование асфальтового полотна.

Фракция щебня

Щебень вырабатывается путем дробления пород и является наиболее распространенным материалом, используемым в строительстве дорог.

Подразделяется на фракции с размером зерна:

  • 0- 5 см – отсев;
  • 5-10, 5-20, 10-20 – мелкие фракции;
  • 20-40 – средняя фракция;
  • 25-60, 20-70, 40-70 – крупный щебень;
  • 40-200 – камень бутовый.

Лещадность щебня

 

Также характеристики плотности щебня зависят от исходного материала, размера зерен и соответствуют показателям в пределах 1.2 — 3 г/куб.см.

Лещадность щебня – это специальный параметр отражающий процент содержания лещадных зерен в общей массе материала. Лещадные зерна представляют собой зерна плоской или иглообразной формы с соотношением ширины к длине более чем в три раза.

С учетом формы зерен щебень подразделяют на 4 группы:

  • 1 группа (кубовидная) с содержанием лещадных зерен до 10%;
  • 2 группа (улучшенная) от 10 до 15%;
  • 3 группа (стандартная) от 15 до 25%;
  • 4 группа от 25 до 35%.

Щебень, относящийся к 1 группе (кубовидной), обладает наибольшей плотностью при осуществлении работ уплотнения грунта.

Какой тип применяют в строительстве дорог?

Характеристики щебня, необходимого для отсыпки дорожного полотна и изготовления конструкций, регламентируются ГОСТ 3344-83.

Основными критериями выбора материала являются:

  • доступность (местное производство);
  • минимальные издержки на транспортировку к месту проведения работ;
  • качественные характеристики (прочность, морозостойкость, экологическая безопасность);
  • стоимость.

Строительство бетонных дорог выполняется поэтапно:

  1. Подготовка грунта. На основании предварительно разработанного проекта снимается верхний слой почвы, нижние катками и вибрационными плитами уплотняются. Это один из самых важных этапов.
  2. На грунт насыпается песок и щебень. Толщина слоя от 20 до 40 сантиметров. Между песком и щебнем может укладываться геотекстиль, не позволяющий фракциям смешиваться и обеспечивающий полотну дополнительную прочность.
  3. Производится монтаж опалубки и армировка. Иногда этот этап пропускают в силу низкой нагрузки, которой будет подвергаться дорожное полотно (например, придомовая территория). Для обустройства магистралей, взлетно-посадочных полос и дорог с большой пропускной способностью армировка обязательна.
  4. Укладка бетонного покрытия. Заливка производится в один этап, непрерывно. Важно правильно рассчитать необходимое количество бетона.
  5. Нарезка и герметизация температурных швов. Когда бетон наберет прочность в 50-60% и сможет выдержать вес рабочего и нарезачного оборудования, производят нарезку на сегменты. Это необходимо, чтобы при сезонных изменениях полотно не потрескалось. Для определения расстояния между нарезочными линиями применяют формулу: толщина слоя, умноженная на 30. Затем швы заполняются битумно-полимерных герметиков для предотвращения попадания воды.

Продажа щебня

Предложение от ГлавДорСтрой по нерудным материалам

Компания «Главдорстрой» осуществляет работы по строительству и ремонту дорог с использованием современных технологий и материалов. Работы производятся с применением высокопроизводительной техники и опытного профессионального персонала на основании заключенных договоров с предоставлением гарантии качества.

master

Write a Reply or Comment

девятнадцать − три =